Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Аналитический обзор международных тенденций развития систем образования № 8 ( апрель – июнь 2004 г.)

 

 

6. ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО (УНИВЕРСИТЕТСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

 

(Аналитик Ященко Л.А.)

6.1. Место университетского образования в образовательной системе Украины

 

Процессы университетского образования определяются ситуацией, сложившейся к середине 90-х годов в Украине: общий социально-экономический кризисом, системный характер которого вызывает и кризис высшей школы. Последний сопровождается поверхностным характером реформ университетского образования, потерей преподавательских кадров, снижением качества образования, разрывом информационных связей, разрушением материально-технической базы высшей школы и резкой девальвацией самого статуса преподавательской деятельности [[1; с. 6-19].

В качестве приоритетных направлений выхода из кризиса ставятся следующие задачи:

1. Поиск кардинально новых методов обучения, ускоряющих подготовку высококвалифицированных специалистов, которые составляют основной творческий потенциал в сфере научной и технологической деятельности.

2. Перенос акцентов в образовании с простого получения знаний (они все более доступны людям в век информационных коммуникаций) на технологические методы обучения и развитие системного, конструктивного мышления. Основное требование к современному специалисту — умение эффективно и оперативно принимать решения в условиях дефицита времени, наличия противоречивой и не всегда достаточной информации.

3. Стремление реформировать высшую школу в сторону усиления ее интеграции с бизнесом и государственными институтами объясняется тем, что в современных условиях особенно заметна прямая связь между высшим образованием и благосостоянием государства. Государство унаследовало от советской системы образования отнюдь не армию профессионалов, а, по выражению украинского ученого К. Корсака, школу “обученных беспомощностей”, для которой характерен постоянно растущий разрыв между фактическими знаниями и требуемыми рынком труда. И прежде, и теперь, в вузах Украины учится менее трети молодежи в возрасте от 18 до 23 лет, что почти вдвое ниже аналогичных показателей не только большинства развитых демократических стран, но и лидеров среди стран “третьего мира”.

4. Проблема повышения уровня обучения и, прежде всего, обновления знаний, которые обесценились вследствие глубоких структурных изменений в социально- экономической жизни (демилитаризации экономики, отмирания нерентабельных отраслей, технологической революции, создания новой инфраструктуры, становления гражданского общества, свободного рынка).

Чтобы обеспечить насыщение украинского общества высокопрофессиональными кадрами, необходимо радикально трансформировать высшую школу на основе новых образовательных технологий. При этом перед Украиной стоит еще и проблема дообучения, переобучения или других форм адаптации обладателей вузовских дипломов к новым условиям рынка труда, новым общественным потребностям. Последние вносят существенные изменения в организацию, структуру и содержание учебного процесса. Уточнение целей высшего образования необходимо также из-за крайней ограниченности средств, выделяемых бюджетом на образование.

5. Необходима связь высшей школы с практической деятельностью, упрощение поступления в высшие учебные заведения (без снижения требований к абитуриентам), рост количества выпускников вузов (в Великобритании за десятилетие их стало вдвое больше), унификация критериев высшего профессионального образования, развитие дистанционного университетского образования.

Потенциал современного высшего образования в Украине, по данным Института высшего образования АПН Украины, более чем в два раза уступает уровню развитых стран. Особенно сложная ситуация в аграрных регионах. В целом же не менее половины областей Украины нуждаются в немедленном увеличении открытости высшего образования, то есть — в развитии всех видов обучения, а особенно таких его форм, как дистанционная и корреспондентская. Последнее связано с тем, что эти формы, в отличие от традиционной заочной, предусматривают обучение с помощью таких современных средств связи и коммуникации, как компьютерные сети, спутниковая связь, новейшие аудио- и видеотехнологии. И по оценкам специалистов, они являются существенно более экономичной альтернативой классическим формам [2.]

Согласно “Национальной доктрины развития образования Украины в 21 веке” “образование должно быть направлено на внедрение в жизнь украинской национальной идеи”. Если в России мы будем внедрять в жизнь русскую национальную идею, во Франции – французскую, то мы где-нибудь получим Чечню [1, с. 6].

В передовых странах 50- 60% обеспечения образования берет на себя государство, а остальное – дело частного сектора. Структура расходов на образование должна быть такой: 6-8% от ВНП – на образование, 2-3% – на науку. Нынешний бюджет Украины составляет до 1% от ВНП – на образование, и 0,2-0,3 %– на науку. Реально исполнения бюджетных обязательств расходов на образование и науку было уменьшено на 30-50%.

6.2. Взаимодействие образования, науки, производства


6.2.1. Ситуация в области научных исследований

Мощная сеть научно-исследовательских институтов на Украине при Академии наук была создана в целях прежде всего обороны страны. Академические исследования на 80% финансировались из бюджета государства, вузовские — за счет хоздоговоров.

Сейчас на Украине нет военно-промышленного комплекса. Исчезла политико-государственная доктрина, лежащая в основе создания работы централизованных ведомств, в том числе и Академии наук. Исчезли прежние источники финансирования науки и ее основные заказчики.

Можно предположить, что правительство Украины, если и будет по инерции финансировать академическую науку, то недолго и не в прежней степени. Ученые, занимающиеся фундаментальными (неприкладными исследованиями), попадают в положение социальной и профессиональной незащищенности. Именно они в первую очередь эмигрируют этой ситуации необходимо интегрироваться – интегрировать академическую науку с работой ведущих университетов Украины. Актуальна тенденция сближения, конвергенции высшего образования и академической науки.

6.2.2. Взаимодействие среднего и высшего образования

Структура образования Украины имеет следующую структуру: дошкольное образование, среднее образование, внешкольное образование, профессионально-техническое образование, высшее образование, последипломное образование, аспирантура, докторантура, самообразование (Статья 29) [3, с. 13].

Образовательный и образовательно-квалификационные уровни системы образования Украины обеспечивают его преемственность:

—начальное образование;
—базовая средняя школа;
—полное среднее образование;
—профессионально-техническое образование;
—базовое высшее образование;
—полное высшее (Статья 30) [3, с. 14].

В 2000 году начался процесс модернизации системы образования Украины — именно таким словом министр Василий Кремень предпочитает называть те революционные по сути изменения, которые были введены в школах и вузах Украины. Реформа была необходима, поскольку состояние украинского образования нормальным назвать было нельзя.

За 6 предшествовавших реформе лет в Украине исчезло 246 средних школ. Угрожающе сократилось и количество учащихся. Если в 1999 году в первый класс пошли 645 тысяч школьников, то в 2000 году 543 тысячи. В сельской местности, по официальной статистике, сегодня не хватает более тысячи учителей. В аварийном состоянии находились свыше четырехсот общеобразовательных школ. А каждая вторая — требует капитального ремонта.

Министерство науки и образования завершило разработку документов, необходимых для перехода начальной школы к 12-летнему образованию. Были приняты учебные планы и утверждены новые стандарты. Вот лишь некоторые из нововведений. Срок обучения в младших классах увеличился до четырех лет. Иностранный язык теперь изучают со второго класса, в начальной школе введен новый предмет — основы здоровья и физкультуры. Для первоклашек уроки сокращены до 35 минут, взамен "классических" 45. А изучение "трудной" математики уменьшено до минимума. Меньше будет и стрессов: время отдыха увеличено, а отметки по 12-балльной системе будут выставляться лишь с 4 класса.

Для основной школы с 5 по 9 класс, реформирование которой должно завершиться к 2005 году, главным направлением Министерство науки и образования избрало так называемый образовательный прагматизм. Это, главным образом, более узкая специализация учащихся. По способностям. И ликвидация разрыва между теорией и практикой, то есть модернизация школ и их компьютеризация. В 2001 году на это намерены потратить из госбюджета 20 миллионов гривен, а из местных – 10 млн. И, наконец, увеличился общий срок обучения. Правда, теперь вовсе не обязательно для школьников сидеть за партой: можно заниматься по индивидуальной программе, а затем просто сдать экзамены на аттестат зрелости.

6.3. Болонский процесс в национальном контексте Украины


6.3.1. Отношение образовательных реформ на Украине к Болонскому процессу.

Современная теория конкурентных преимуществ утверждает, что в глобальном мире основной фактор экономического роста – качество человеческого капитала (трудовых ресурсов) и умение государства его использовать. Качественное образование как главная составляющая человеческого капитала является основополагающим элементом конкурентоспособности и устойчивого развития страны. В индекс развития человеческого капитала (HDI), который определяет Организация Объединенных наций, высшее образование входит с весом 1/6 и измеряется коэффициентом охвата высшим образованием молодежи в соответствующем возрасте. Только с ростом негосударственных инвестиций в образование норматив государственных отчислений на образование можно будет довести до 6-8% ВВП. [4, с. 6-19]

Болонский процесс означает:

1. Принятие системы четко определенных и сопоставимых степеней, в том числе путем использования приложений к дипломам, для обеспечения занятости европейских граждан и международной конкурентоспособности европейского высшего образования. В Европе много внимания уделяется унификации студенческих документов по типу “транзитной зачетки”, приложения к дипломам, в которых на национальном и английском языках будет максимально полно отражаться перечень полученных знаний.

Большая прозрачность высшего образования. Значительная проблема — это чрезмерно избыточный перечень специальностей и специализаций.

2. Переход на двухуровневую систему обучения.

Как в Европе, так и в Украине существует значительные различия между степенями, получаемыми в классических университетах. Европейцы считают это возможным, важно лишь, чтобы уровень образования отвечал разнообразию запросов индивидуума, академического сообщества и рынка труда. В Европе в основном введена система 3+2 года (Европейская модель),4+2 –Американская модель.

3. Учреждение кредитной системы как средства высокой мобильности студентов.

Европейский диплом бакалавра требует накопить от 180 до 240 часов кредитов, а степень магистра дополнительно – 60-120 часов. В Европе, как и в США, будет использоваться шкала с пятью положительными отметками:

Excellent (отлично)
Good (очень хорошо)
Satisfactory(хорошо)
Befriedigent (удовлетворительно)
Pass(неудовлетворительно)

4. Мобильность студентов, преподавателей, администрации

Глобализация жизни требует специалистов, которые сумели прожить и поучиться в разных странах планах Европы, чтобы каждый студент мог хотя бы месяц прожить зарубежом.Это важно для умения продвигать свою(в том числе образовательную продукцию) на внешний рынок. В то же время зарубежные вузы экономят время, требуемое для обучения иностранному языку. Мобильности студентов способствует целенаправленная подготовка к сдаче языковых тестов типа TOEFL (http://www.toefl.org), тестов для поступления в магистратуру по экономике GRE, менеджменту GMAT.

5. Сотрудничество в обеспечении качества образования с целью создания сравнимых критериев и методологии. Европа интенстивно приступает к созданию сети агенств по контролю качества и аккредитации. Государство предоставляет организационную работу профессиональным союзам, прежде всего международным. Немецкая сеть (элемент национальной сети обеспечения качества) – DEGEFAL. Образована европейская и международная сети агентств по обеспечению качества.

6. Европеизация высшего образовани , в частости, в разработке учебных планов, тренингов, исследований. Цель – создать европейскую систему образования, конкурентоспособную американской.

7. Интеграция непрерывного образования в университетское . Концепция пожизненного обучения LLL (обучения через всю жизнь) позволит получить в течение жизни несколько дипломов и степеней, и даст университетам значительные финансовые ресурсы. Интергация в университетах многочисленных отраслевых институтов улучшит материальную базу университетов и свяжет их с жизнью.

8. Партнерство студенческих и официальных образовательных институтов.

9. Повышение привлекательности и конкурентоспособности европейского высшего образования.

6.3.2. Сложности вхождения Украины в европейский образовательный процесс

Последние события побудили меня поделиться своими мыслями об участии Украины в Болонском процессе, поскольку именно это направление работы было и остается приоритетным [5].

Следует отметить, что попытки придать высшей школе общеевропейский характер фактически предпринимались с 1957 года, когда было подписано Римское соглашение. Со временем эти идеи были развиты в решениях конференции министров образования 1971 и 1976 годов, в Маастрихтском договоре 1992 года. Следующие годы характеризовались внедрением разнообразных программ под эгидой ЕС, Совета Европы, которые содействовали наработке общих подходов к решению транснациональных проблем высшего образования. Это прежде всего программы приведения национального законодательства в сфере образования к нормам, наработанным странами Европы, расширение доступа к высшему образованию и повышение академической мобильности студентов и их мобильности на рынке труда, создание системы обучения в течение всей жизни и многомерные задачи по сближению образовательных программ и систем, решавшиеся в рамках многочисленных программ TEMPUS/TACIS.

Наконец, в 1997 году под эгидой Совета Европы и ЮНЕСКО была разработана и принята Лиссабонская конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию Европы. Эту конвенцию подписали 43 страны (Украина в том числе), большинство из которых и сформулировали позже принципы Болонской декларации. Уже через год четыре страны — Франция, Италия, Великобритания и Германия — подписали Сорбонскую декларацию. Этот документ был направлен на создание открытого европейского пространства высшего образования, которое, по мнению авторов, должно стать более конкурентоспособным на мировом рынке образовательных услуг. Не анализируя некоторые ее отличия от тезисов Болонской декларации, можно утверждать: в основных своих идеях оба документа похожи. Это — двухступенчатая структура высшего образования, использование системы кредитов (ECTS) и т.п [5]

Однако особенно следует выделить два тезиса Сорбонской декларации: международное признание бакалавра как уровня высшего образования с предоставлением ему права продолжать учебу по программам магистра и соблюдение положений Лиссабонского соглашения. Первый был довольно революционным для большинства стран Старого Света (отмечу, Украина сделала шаг в этом направлении еще в 1993 году). А важность второго тезиса для нашего государства в том, что все подписанты потенциально становятся и участниками Болонского процесса, начатого 29 странами Европы в 1999 году.

Именно таким образом постепенно реализовывались интеграционные процессы в сфере высшего образования европейских стран. Украина — активный участник этих процессов. Приведу несколько примеров: законы Украины “Об образовании” и “О высшем образовании”, Национальная доктрина развития образования, подписанная Президентом Украины, прошли экспертизу Совета Европы. К нам приезжали специальные комиссии экспертов, которые непосредственно в наших университетах и колледжах знакомились с практикой внедрения задекларированных законодательством норм [5].

За период с 1993-го по 2003 год высшие учебные заведения Украины вместе с ведущими университетами Европы выполнили 105 проектов TEMPUS/TACIS.

Это дало возможность ввести общие учебные программы, новые принципы управления вузами, подготовить современные учебники, наработать подходы к взаимному признанию документов об образованиисли сравнить все это с задекларированными в г. Болонье принципами, то нетрудно прийти к выводу: избранные нами пути модернизации высшего образования созвучны общеевропейским подходам. Хотя необходимо провести еще довольно значительную работу [5].

Проектирование образовательных структур и введение новых моделей и программ подготовки, как свидетельствует опыт всех стран, в том числе и Украины, — процесс чрезвычайно сложный. Новации должны восприниматься не только просвещенской общественностью. Именно поэтому принципы Болонской декларации решено полностью внедрить в 2010 году, а 2005-й определен как промежуточный этап мониторинга сделанного.

Вряд ли сегодня кто-то сможет спрогнозировать все конечные результаты от реализации идей Болонской декларации для европейского образования. Но понятно одно: медлить, выжидать и таким образом отдаляться от Европы недопустимо. Тем более что большинство достижений и традиций в образовании каждой страны все равно будут сохранены [5].

Более того — то же Лиссабонское соглашение декларирует наличие и ценность разнообразных образовательных систем и преследует цель создания условий, при которых большинство людей, воспользовавшись всеми ценностями и достижениями национальных систем образования и науки, смогут быть мобильными на европейском рынке труда. Гражданам новой Европы должны быть доступны общие ценности образования, науки и культуры всех ее стран. Мне лично импонирует мнение экспертов, оценивающих Болонский процесс как направленный на сближение, а не на унификацию высшего образования в Европе [5].

Прежде всего речь идет об использовании прозрачных схем и этапов подготовки, которые будут сопоставимы для разных стран. Как модель предлагается двухступенчатая система образовательно-квалификационных уровней по схеме бакалавр (не менее трех лет) и магистр — два года учебы. Первый этап в академическом плане должен полностью обеспечить доступ ко второму этапу — подготовке магистра. В свою очередь образование на магистерском уровне дает право продолжить последипломное образование и получить степень доктора наук (доктора философии), эквивалентом которого у нас является степень кандидата наук.

Важное, но сложное с точки зрения практической реализации требование — признание квалификации бакалавра на рынке труда. Эта проблема обсуждалась раньше в Украине. Признавалось, что даже при условии четырехлетнего срока обучения бакалавра, дающего большие возможности для его профильной и практической подготовки, это сделать нелегко. При трехлетней учебной программе обеспечить одновременно высокий уровень общеобразовательного, фундаментального и профильного образования и достаточной для присвоения квалификации компетентности еще сложнее. Поэтому следует ожидать, что большинство стран будут выбирать четырехлетнюю программу обучения бакалавра. Такие программы введены в Великобритании, России и Украине.

6.3.3. Сопоставимость квалификаций на уровне высшего образования и европейского рынка труда.

На сентябрьской конференции министров образования и науки в Берлине в этом году ее участники тоже высказались за необходимость продумать систему совместимых и легко сравнимых квалификаций для своих систем высшего образования. При этом квалификации должны определяться объемом работы, уровнем учебного результата, компетентности и профилем. Весьма актуальна выработка общей системы квалификаций для пространства европейского высшего образования. Сегодня в Украине на законодательном уровне уже утверждена система стандартов по каждому образовательно-квалификационному уровню и профилю подготовки. Стандарты, разработанные у нас уже для 80 процентов направлений подготовки, содержат все требования к компетентности, квалификационную характеристику и системы диагностики качества знаний. В 2001 году министерство разработало форму приложения к диплому европейского образца, его планировалось выдавать по желанию студента. Поскольку в рамках Болонского процесса принято решение выдавать такое приложение бесплатно всем студентам, которые окончат университет после 2005 года, нам сейчас придется принимать соответствующее постановление правительства, чтобы решить финансовые вопросы.

Развивая Болонский процесс, предлагается кроме национального диплома выдавать также международный диплом единого для Европы образца, который должен признаваться работодателями на европейском рынке труда. Последний вопрос непростой, но он уже стал предметом обсуждения между университетами и работодателями. По мнению представителей многих университетов Украины, довольно масштабной будет предусмотренная Болонской декларацией задача ввести систему академических кредитов, аналогичную ЕСТS (Европейской кредитно-трансферной системе). Именно ее рассматривают как средство повышения мобильности студентов при переходе с одной учебной программы на другую, включая и программы последипломного образования. ЕСТS станет многоцелевым инструментом признания и мобильности, средством реформирования учебных программ, а также средством передачи кредитов высшим учебным заведениям других стран. Этому не мешает наличие в данных странах собственных или вузовских кредитных систем. Важный момент введения аккумулирующей кредитной системы — возможность учитывать все достижения студента, а не только учебную нагрузку, например, участие в научных исследованиях, конференциях, предметных олимпиадах и т.д. В отдельных странах как условие начисления кредитов выдвигают требование: учебная нагрузка должна включать в себя 50 и более процентов самостоятельной работы студента. Отмечу и следующее — пока университеты Европы имеют довольно разные схемы кредитных систем. Во многих университетах Украины введены собственные схемы оценивания достижений студента: модульно-рейтинговая, рейтинговая и т.п. Однако привязки к ЕСТS, как правило, нет. Наша задача — в ближайшее время наработать адекватные общеевропейским принципы построения учебного процесса. Это, в частности, будет стимулировать обновление содержания обучения, большую ответственность студента и преподавателя за результаты общего, я бы сказал — партнерского труда. С этой целью министерство признало возможным начать эксперимент по внедрению новой модели кредитно-модульной системы. О своем желании взять в нем участие уже заявили около пятидесяти университетов.

Именно психологическая неготовность, а в отдельных случаях и нежелание ломать стереотипы и обременять себя дополнительным трудом, по свидетельству отдельных ректоров, были существенными преградами в процессе обновления схемы организации учебного процесса в их университетах. Определение содержательных модулей обучения по каждой дисциплине, согласование кредитных систем оценивания достижений студента станут основанием для решения еще одной задекларированной в Болонье цели — создание условий для свободного перемещения студентов, преподавателей, менеджеров образования и исследователей на территории Европы.

6.3.1. Болонский процесс и качество образования на Украине

Эксперты отмечают, что для достижения конечной цели Болонского процесса — построения единого пространства образования — недостаточно формального внедрения его принципов. Нужны прозрачные и понятные всем методологии контроля качества образования. Обязательным считается наличие внутренних и внешних государственных и общественных систем контроля качества образования, в первую очередь называют лицензирование или аккредитацию. В Украине такие процедуры введены давно, они постоянно совершенствуются.

На каждом заседании Государственной аккредитационной комиссии (ГАК) рассматриваются критерии оценки готовности учебного заведения предоставлять качественные образовательные услуги и результаты экспертизы конкретных заведений. Хотя в последнее время требовательность экспертизы существенным образом возросла (ГАК только на протяжении последних четырех месяцев приняла решения о прекращении деятельности около 25 обособленных подразделений университетов), однако проблема ее качества остается довольно острой. Полагаю, развитие международного сотрудничества в рамках Болонского процесса позволит привлечь к этой работе иностранных экспертов и положительно повлияет на качество подготовки. А это главное. Ведь в послании съезду высших учебных заведений в Саламанце определяющие задачи Болонского процесса формулируются следующим образом: качество — краеугольный камень подготовки; укрепление доверия между субъектами образования; соответствие европейскому рынку труда; мобильность; совместимость квалификации на вузовском и послевузовском этапах подготовки; усиление конкурентоспособности европейской системы образования.

В 2005 году национальные системы гарантии качества должны включать:

— определение ответственности органов и учебных заведений;

— оценку программ заведений, включающую внутренний контроль, внешнюю проверку, участие студентов и публикацию результатов;

— систему аккредитации, сертификации или подобные процедуры;

— международное участие, сотрудничество и создание союзов, занимающихся проверкой качества.

МОН обеспокоено тем, что в последнее время руководители некоторых высших учебных заведений, расширяя объемы подготовки студентов, не принимают адекватные меры по обеспечению достойных условий проживания и обучения молодежи. К сожалению, проверки засвидетельствовали, что, несмотря на министерские письма и предостережения, условия проживания в студенческих общежитиях многих вузов практически не улучшились, а в отдельных случаях даже ухудшились, например за счет сдачи значительных площадей в аренду. Министерство в нынешнем году издало приказ, запрещающий сдавать в аренду площади в общежитиях, и обязало учебные заведения расторгнуть такие соглашения. Это несоответствие европейским нормам следует срочно устранить, и министерство будет принимать все меры, опираясь и на конструктивную помощь органов студенческого самоуправления. Мы должны также ускорить разработку закона о системе непрерывного образования на протяжении всей жизни.

Библиография используемой литературы по теме 6. «Трансформации системы высшего (университетского) образования Украины в постсоветский период»

1. Тарапов И.Е. Несколько положений о роли образования и науки в современом обществе и государстве. Состояние дел на Украине // Университеты.– 2001.— № 3. — с. 6—19.

2. Кремень В. Болонский процесс: сближение, а не унификация // Зеркало недели.— № 48.— 2003

3. Законодательство Украины об образовании и науке // Парламентское издательство. — Киев. — 1999. — с. 3—124

4. Жураковский В.С. Вузовский преподаватель сегодня и завтра // Высшее образование в России 2000.– № 3.– с. 3—11.

5. Михаил К. Система образования стран Восточной Европы и Болонский процесс // Эковест.— 2003.—№ 5 — с. 85—94

6. Основные тенденции высшего образования в развитых зарубежных странах (Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования) / НИИВО. — 1988.– Вып. 2.— с. 10—15.

7. Система образования в США (Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования) / НИИВО. — 1988. — Вып.4. — с. 5—6.

8. Кремень В.Г. Степко М.Ф. Проблеми освіти: Науково-методичный сбірник.– вип. 34. — Киев. — 2003.

9. Законодавство Украіны про освіту та науку. — Киев. — 1999. — С. 3—15

 

Назад



Hosted by uCoz