"Людям часто кажется, что они естественны, тогда как на самом деле они просто невоспитанны и грубы".
Ларошфуко

Как Вы думаете, милейший, какие у большинства людей возникают ассоциации при слове ЭТИКЕТ ? - Вилка, нож, учтивый поклон и фраза "Не соблаговолите ли Вы" ? А отношение к этому понятию ещё более отдалённое - наша жизнь, мол, с ним не пересекается. Спешу Вас разубедить. Этикет - понятие более чем повседневное, оно заполняет всю нашу жизнь, наше каждодневное общение дома, на работе, на улице, на балконе соседа, везде. Если есть какое-либо действие, то будьте уверены, что почти наверняка существует правило, которое предписывает, как это сделать правильнЕЕ. "Речевой этикет", "Столовый этикет", "Гостевой", "Служебно-деловой"; как креститься, как жениться, как, в конце концов, умирать (но это, скорее, для тех, кому придётся делать это после Вас), надо всем незримо раскинул свои крылья Этикет (почему-то пришло в голову сравнение с INTERNET). Попытайтесь отстраниться от высокопарного ореола вокруг этого понятия. Этикет - это просто форма общения. Наши привычные ассоциации обращены, скорее, к торжественному, Дипломатическому или Придворному, но есть и Гражданский этикет, который мы ежедневно соблюдаем в той или иной мере, сами того не подозревая, считая, что поступаем так или иначе спонтанно, сообразно логике событий или привычек.

Правила поведения возникли очень давно, на заре человеческого общества. Как только люди стали жить вместе, появилась потребность мирного сосуществования. Единственная цель ЭТИКЕТА - сделать нашу жизнь максимально приятной от общения друг с другом, обойти всевозможные острые углы и нечаянные обиды, уберечь нас от случайных претензий и бед. Причём "приятность" играет здесь не первую роль. Этикет напоминает скорее не изящные кружева на манжетах, а правила дорожного движения. Если кроме Вас в комнате никого нет, Вы можете как угодно выражать своё неуважение к окружающим (в данном случае, к себе) - можете кричать, плевать, ковырять в носу или есть яичницу руками (даже можете без рук, сразу языком, при определённом навыке тоже очень удобно). Вы никого не удивите и не обидите, Вас никто не одёрнет, не обругает и не набьёт. Вам ничего не грозит. Вы ничего не нарушили, потому что действовали соответственно с правилами, допустимыми в Вашем Личном Обществе. Как только рядом с Вами появляется другой человек, Вам приходится считаться с ним, иначе неизбежны проблемы. Но то, что привычно одному человеку, может быть неприемлемым для другого. Как быть? Кто прав? Где она, сермяжная правда? И даже если Вы сторонник "естественного, демократического поведения" (любимая терминология невоспитанных людей), всё же Вы согласитесь, что определённые рамки должны существовать. Кстати, именно то, что мы считаем нормальным и приемлемым, и определяет круг нашего общения. Одни люди кажутся нам грубыми и неприятными, мы стараемся с ними не общаться, другим мы кажемся таковыми, и они не подпускают нас близко. Манеры служат внешней оболочкой человека. Они отличают его вкусы, его чувства, его душевное настроение, а так же и то общество, в котором он привык вращаться. Так разумно ли из-за непринципиальной мелочи, например, из-за фамильярного обращения или неуместного одобрения отталкивать от себя малознакомых людей?

Стремление вести себя прилично замечено ещё до появления письменности. В "Одиссее" Гомера, в египетских и римских рукописях уже упоминаются правила хорошего тона. Отношения полов, высших и низших, средства общения, приём чужаков были строго регламентированы. Нарушить эти правила значило исключит себя из своей социальной группы.

История этикета тесно связана с историей человеческого общества. Первый письменный договор был заключён в 1278 году до н. э. между египетским фараоном Рамзесом Вторым и хеттским царём Хаттушилем Третьим. Египтяне проиграли войну, но для хеттского царя было выгодно иметь в Египте не врага, а союзника, поэтому он заключает мир , условия которого были выгравированы на серебряной пластинке, которая и является первым проявлением дипломатического этикета. И неслучайно , что первые проявления регламентированных отношений появлялись в "горячих точках" человеческих взаимоотношений. Первенец этикета - Дипломатический этикет. Древние греки, придавая большое значение межгосударственным отношениям, развили дипломатический этике, насытив его огромным количеством сложных ритуалов. Затем возникает придворный этикет. Каждая правящая династия создаёт вокруг себя сложный церемониал с большей или меньшей степенью торжественности. И только потом формируется общегражданский этикет, который сродни придворному, но гораздо проще.

В 1204 году испанский священник Педро Альфонсо создал книгу по правилам поведения для священнослужителей и монахов "Дисциплина клерикалис", и на её основе впоследствии составлялись пособия по гражданскому этикету в Англии, Франции, Германии и итальянских княжествах.

Классическими странами этикета считаются Англия и Франция, хотя облагораживание нравов в Европе началось с Италии 14 века. Взлёт искусств, характерный для эпохи Возрождения, эстетическое и умственное наслаждение изменили быт и нравы людей. Утончённость, изящество, манеры, моды, этикет, - всё это стало живо интересовать итальянцев. Самого высокого развития, блеска, роскоши и строгости этикет достиг при Людовике 14, поэтому с 17 века Франция стала являться законодательницей вкуса, этикета и моды.

В Россию европейский этикет проникает в начале 18 века. До этого же существовал общепринятый порядок при царском дворе и вне его, сформулированный в 16 веке в кодексе правил, названном "Домострой". В основе правил "Домостроя" лежало сословное деление общества и подчинение низших высшим, младших старшим. В семье утверждалась незыблемая власть главы дома над всеми домочадцами и слугами, и в случае их неповиновения главе дома предписывалось "сокрушать рёбра" тому, кто ослушался. В обществе была создана строгая иерархия подчинённости: боярину, наместнику царя, царю. К концу 17 века домостроевский порядок стал мешать развитию культуры и общества, и Пётр 1, расширяя границы общения России с другими государствами, стал прививать европейские нормы поведения в России. В 1717 году выходит книга "Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов". Правила поведения различных стран Европы, но преимущественно Англии, своеобразно сочетались с русскими национальными обычаями и условиями. И хотя Пётр 1 огнём и мечём искоренял патриархальные порядки, некоторые устои и традиции Домостроя (как правило, в купеческом и крестьянском сословиях) ещё долго соседствовали с европейскими правилами ( в основном, на неофициальном, семейном уровне. Вспомним для примера хрестоматийную Катерину из "Грозы" Н. Островского). В наше время русский этикет ассоциируется, скорее, с дворянским сословием, где многочисленные гувернёры и учителя прививали должные манеры с ранних лет.

Октябрьская революция хаотично перемешала социальные слои и перекроила все сферы жизни, и этикету тоже здорово досталось. Было искоренено понятие этикета как обязательной категории. Подчёркнуто галантное обращение подавались с определённой долей иронии, считалось излишеством. Конечно, постепенно правила хорошего тона стали возвращаться как неизбежная часть человеческого существования, но основы сильно пострадали. "Мы университетов не кончали", "Будь проще, и люди потянутся к тебе" - знакомо нам с детства. Вместе со всем "буржуазным" сметались и отшлифованные веками Правила Хорошего Тона, в основе которых лежала "священная корова" - безоговорочное уважение к человеку и почтительное обхождение с каждым. Байки про надменных и чванливых принцесс выдумывают те, кто о них не имеет ни малейшего представления. Приветливость и почтительность - основа основ. "Самый вежливый поклон мы адресуем дворнику", - гласит старое правило (заметьте, не товарищу вышестоящему, а человеку, находящемуся неизмеримо ниже на социальной ступени, чем дворянские дети, которых учили этим правилам). И не надо путать достоинство аристократки с гонором продавщицы. Это разные вещи. Упрощение и занижение статуса Правил Хорошего Тона - это узаконенное пренебрежение и неуважение к другим. Если человеку плевать на себя, то можно ли ждать уважения от других? Упрощаясь, опускаясь на более низкий поведенческий уровень, мы закрепляем себя в этом социальном окружении. Зачем? Первоначальный взнос не так велик. Согласитесь, что многие невежливы не потому, что они хотели быть такими, а потому что они неуклюжи и не умеют лучше поступить. Принципы Хорошего Тона можно выразить одной фразой - никогда, никого не поставить в неловкое положение. Очень часто люди заслуживают себе уважение других приветливостью и простым умением терпеливо выслушать. Конечно, манеры прививают с детства, но не так уж и трудно придержать дверь в метро, а не отпустить её. Возможно, Вы задумались или в плохом настроении, но так или иначе, Вы сняли с себя негласную заботу об окружающих. Стоит ли рассчитывать, что Вам не отплатят тем же отношением? Репутация очень долго собирается из мелочей, а ценится очень дорого. На свете не так много вещей, которые нельзя купить за деньги. Мы можем заставить окружающих считаться с нами, но быть приятным людям - этого не добьёшься никакой "нужностью". Это исходит только от нас лично, от нашего характера и манер. Даже самый скверный характер можно сгладить (обуздать) хорошими манерами. Было бы желание. Попробуем? Для начала потребуется хотя бы минимальная способность к самопожертвованию в обыкновенных мелких повседневных жизненных столкновениях. Сдержите внезапный гнев, перекрывающий способность спокойно рассуждать, и тогда вернувшийся ответ не хлестанёт Вас с удвоенной силой. В конце концов скандалить и кричать на собеседника всегда было отличительной чертой плебеев. Конечно, кто-то всё равно будет в самом низу социальной лестницы, но почему именно Вы, человек высокоинтеллектуальный, легко отличающий Директорию от Файла?

Итак, давайте попробуем. Может, Вы войдёте во вкус, может, часть предложенного Вам поможет. Во всяком случае, Вы ничего не теряете. И последнее. Правила, предлагаемые Вашему вниманию, - это не утончённый и абсолютно исчерпывающий набор, а наиболее обиходные, чаще иных встречающиеся в нашей жизни. Как говорится, джентельменский набор. И раз мы зашли в тонкие материи, то начнём путешествие в Правила Хорошего Тона не с работы, общественного транспорта или кухни, а с более изысканного -

ТЕАТРАЛЬНОГО ЭТИКЕТА.

Театр уж полон, ложи блещут,
Партеры, кресла, всё кипит,
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
А.С.Пушкин.


Приходить в театр нужно заранее, чтобы не спеша раздеться, настроиться на вечер, побеседовать со своей Дамой, обозреть окрестности. Рабочий день закончен, вечер обещает быть приятным, дневные проблемы из чаши зрительного зала видятся совсем иными, менее значимыми, и не стоит лишать себя этих минут, прибегая в зрительный зал к третьему звонку. Конечно, кто-то придёт последним, но пусть это будете не Вы. Но если всё-таки опоздали, то нельзя продираться к своему месту, извиняясь и раскланиваясь каждый раз, когда наступили на кого-то, а нужно сесть на ближайшие свободные места и, радуясь, что не пришлось стоять, сидеть там до антракта.

Обычно много споров вызывает одежда для театра: парадный туалет или повседневный вариант? Есть масса солидных доводов "за" и "против", но если Вы приглядитесь, то заметите, что преобладающее число людей в театре одеты всё же чуть элегантнее, чем на работе, в будничной жизни. Поэтому не стоит омрачать настроение своей Дамы потёртыми джинсами, сделайте широкий жест - погладьте свои брюки, дайте ей сегодня шанс идти около Вас с гордо поднятым носом.

Правила хорошего тона разрешают Даме приглашать Мужчину в театр, но в любом случае, билеты (и номерки) всегда должны быть у Мужчины. Хочу напомнить Мужчинам, что когда Ваша Дама приводит себя в порядок перед зеркалом, не нужно разглядывать её, для этого у Вас будет масса времени. Гораздо учтивее сейчас не оказывать ей внимания. Дамам же напомню, что перед спектаклем не принято освежать свои духи, впрочем, как и вообще не принято сильно душиться, собираясь в театр, на выставку, на концерт. Перед спектаклем Мужчина должен купить (и отдать) Даме программку. Причём не нужно уточнять, нужна она ей или нет - это Ваша святая мужская обязанность. Не принято одалживать программку или бинокль у соседа (тем более, если он её ещё не просмотрел), так же, как не принято декорировать своими сумками и программками барьер балкона. И уже совсем дурной тон - разглядывать в бинокль публику.

К своим местам следует проходить лицом к сидящим, и если у Вас совсем хорошее настроение, то лучше извиниться перед теми, кого побеспокоили. Если Вы уже сидите, и мимо проходят к своим местам, а проход между креслами узкий, лучше встаньте, чтобы пропустить проходящего. Дойдя до своих мест, помогите своей спутнице сесть - опустите сиденье кресла. (Напомню, что Ваша дама всегда должна находиться по правую руку от Вас, но если Ваше место лучше - самоотверженно предложите его ей).

Если Ваши места заняты, не вступайте в полемику и не расстраивайтесь раньше времени, а предъявите свои билеты или попросите разобраться работницу зала. Она непременно Вам поможет, а в случае билетов-близнецов всегда найдёт, куда Вас посадить. (Дамы в этой мизансцене участия не принимают). Если Вам нужно поменяться с кем-то местами, то предложить обмен можно только на равноценные или лучшие места. Если Ваши места заведомо хуже, с такой просьбой обратиться нельзя. Сидите терпите. Когда на спектакль приходят две пары, то женщины должны сесть в центре, а мужчины - по бокам. Если Вы сегодня в ложе, то, вне зависимости от билетов, женщины садятся в первый ряд, мужчины - сзади. Такова жизнь.

Во время действия не принято мешать окружающим. Если у Вас страсть к комментированию - Вы неудачно выбрали место самореализации. Здесь Вы только зритель. Даже если спектакль откровенно неудачен, громкие негативные суждения на этот счёт (даже в антракте) свидетельствуют о дурном тоне и неуважении к окружению. Если нет сил сдерживаться,- шепчите свои гадости на ухо спутнице, остальные не обязаны это выслушивать. В конце концов, может кому-то нравится. Стоит ли портить вечер незнакомым людям? Покидать зрительный зал во время спектакля также недопустимо. Таким образом не выражают своё недовольство спектаклем, скорее это демонстрация собственной невоспитанности. Можно уйти во время антракта, также, как можно и прийти во время антракта, например, ко второму действию(раз Вы такой гурман).

Об антракте вряд ли нужно много говорить, но если Вы в этот вечер сопровождаете Даму, то не имеете права надолго оставлять её одну, и коли она не хочет выходить из зала во время антракта, Вы тоже не выходите. Но если она не выражает твёрдого намерения просидеть весь перерыв, то предложите ей прогуляться или посетить буфет.

Награда актёрам - аплодисменты зрителей, поэтому если Вам нравится, .- не скрывайте этого, и вообще, будьте щедрее на комплименты. Если Вы не завзятый театрал, но пару раз всё таки уже бывали в театре, то, наверняка, обратили внимание, что зачастую публика начинает аплодировать в совершенно неожиданных для Вас местах. Об этом стоит поговорить отдельно.

Основное правило: нравится - хлопай в ладоши, не жалея сил. Но бывают аплодисменты, которые звучат в определённое время и соответствуют определённому моменту:
- после поднятия занавеса - в знак восхищения работой художника-декоратора;
- при выходе на сцену известного актёра или певца как признание его дарования, да и вообще от радости его видеть;
- после некоторых известных реплик в классических пьесах;
- после трудных арий или блестящего исполнения сложных мест в опере или балете;
- после окончания каждого акта, всей пьесы, каждого концертного номера- в благодарность артистам;
- в начале исполнения, если исполнитель начинает петь (танцевать) по просьбе зрителей;
- перед началом последнего акта в музыкальном спектакле публика аплодирует оркестру и дирижёру;
- на симфонических концертах аплодируют не после каждой части (это мешает восприятию произведения в целом, и оркестрантам), а после исполнения всего многочастного произведения (если Вы не уверены, кончился ли весь Реквием или очередная его часть, не спешите хлопать, приглядывайте за остальной публикой, хотя это тоже не гарантия. В данной ситуации Ваш союзник - дирижёр: когда он поворачивается лицом к залу и начинает раскланиваться, тогда и наступает момент для аплодисментов, - насладитесь возможностью пошуметь в едином порыве и порадоваться, что всё так хорошо закончилось и все довольны).

Спектакль окончился, но не спешите в гардероб, побудьте ещё в зале, постарайтесь подольше сохранить в себе приподнятое ощущение сегодняшнего вечера. Если же Вы любитель потолкаться в тесноте или постоять в очередях, то всё равно не спешите - завтра утром Москва предоставит Вам массу (не хуже нынешнего) вариантов для этого. Не стремитесь поскорее сдать свою Даму на кухню, и уткнуться в INTERNET, - продлите очарование театра. И в завершение - обязательно проводите свою Даму домой (если Вы намерены сегодня расстаться), но при любом исходе - поблагодарите друг друга за приятно проведённый вечер.

Продолжение следует