Лекция: Современные изменения в понимании музейного предмета.

В настоящее время имеет место расширение смысла «музейный предмет».

Это было свя­зано с выявившейся во второй половине ХХ в. во всем мире тенденцией к расширению круга объектов наследия, включаемых в сферу музейной деятельности. Это не только движи­мые предметы, но и недвижимые памятники и ансамбли, среда, нематериальные объекты наследия: В 2000 г. ЮНЕСКО была начата работа по составле­нию охранных списков памятников мирового нематериаль­ного наследия, в число которых, наряду с прибалтийской вышивкой крестом и грузинским многоголосным пением, оказалась включена и культура забайкальского старообряд­чества.

Теперь к числу музейных предметов стали причислять нематериальные, неосязаемые творения культурного наследия: язык, литература, музыка, танец, игры, мифология, ритуалы, обычаи, ремесла, традиционные формы коммуни­кации, традиционные экологические представления и пр.

Свойства музейного предмета.

Музейный предмет, чтобы стать таковым, должен обладать определенными свойствами и признаками, благодаря которым он изымается из среды бытования и помещается в музей. Согласно современным представлениям, музейный предмет следует рассматривать в единстве присущих ему общих свойств и конкретных признаков. Наиболее широкое распространение и признание получили три свойства музейного предмета, характеризующие его различные стороны, – информативность, аттрактивность, экспрессивность, фактурность, репрезентативность.

 

Информативность характеризует содержательную сторону музейного предмета, его способность выступать в качестве источника сведений об исторических событиях, культурных, общественных и природных явлениях и процессах. Совокупность сведений о предмете, зафиксированная в документах научного описания, составляет информационный потенциал предмета. Атрибутивные сведения, или внутреннее информационное поле – это название предмета, его назначение, размер, форма, материал, техника изготовления, надписи, подписи, клейма и т.п. Внешнее информационное поле – сведения об истории предмета, месте его происхождения и бытования; о событиях и лицах, связанных с ним; то есть информация «вокруг предмета», косвенно связанная с ним, почерпнутая из других источников. Внутреннее и внешнее информационные поля тесно переплетаются друг с другом и составляют информационный потенциал, который является необходимым условием функционирования музейного предмета.

 

Аттрактивность характеризует внешнюю сторону предмета, его способность привлекать внимание посетителей своими внешними признаками, в частности формой, размером, цветом.

 

Экспрессивность связана с ценностным восприятием предмета, с его способностью вызывать у человека ассоциации и ощущение сопричастности к определенным событиям, явлениям и фактам. Подобные чувства могут возникать благодаря сведениям об истории создания предмета или среде бытования, о связи его с известными событиями и людьми. Эти сведения передаются в экспозиции через этикетаж или рассказ экскурсовода.

Перо и чернильница А.С. Пушкина; жилет, в котором поэт стрелялся на дуэли с Дантесом; гитара B.C. Высоцкого, паек блокадника, дневник погибшей от голода ленинградской школьницы Тани Савичевой, – все эти экспонаты могут служить яркими примерами экспрессивных свойств музейных предметов.

 

Репрезентативность, то есть представительность в ряду однотипных предметов, которая тесно связана с таким свойством предмета, как информативность. Их информационные возможности превосходят информационный потенциал аналогичных предметов, например, вследствие уникальной истории бытования, мемориального значения.

Фактурность. Считается, что музейный предмет должен иметь совокупность опреде­ленных устойчивых признаков (материал, вес, форму, цвет и т. п.), позволяющих предмету удерживать достаточно длительное время связь с прошлым. Не обладающие фактурностью объекты просто не могут со­храняться в музее. Для музея как хранителя социальной памяти принципиально важно, чтобы предмет был подлинником, чтобы он сохранял признаки непосредственного участия в историческом процессе. Он сам является частью этой ушедшей исторической действительности, непосредственным свидетелем состояния культуры своей эпохи.

 

Музейный предмет можно охарактеризовать как движимый объект природы или материальный результат человеческой деятельности, который в силу своей значимости для музейного использования изъят из среды бытования и включен в состав музейного собрания. К данной категории можно отнести и специально созданные для экспонирования макеты и воспроизведения музейных предметов, которые выступают в функции памятников.

 

В практической деятельности теория музейного предмета используется главным образом для выработки критериев отбора предметов в музейное собрание и совершенствования принципов их научного описания. Поэтому наибольшее значение понятие «музейный предмет» имеет для исторических и краеведческих музеев; в естественно-научных музеях его познавательные возможности достаточно ограничены, а в художественных музеях преобладают эстетические и искусствоведческие критерии комплектования собраний.

еще рефераты
Еще работы по истории