Лекция: Двух разных менталитетов — менталитета, созданного вековой

традицией, опирающегося на исторически обусловленную систему

ценностей и моральную философию, и нарождающегося, возникшего

вместе с непривычной культурой XX в., имеющей дело с

релятивизмом, полифонией, многозначными символами и хаотичностью

мышления, маскирующимися за филологической и гуманитарной

образованностью, противопоставляемой технократической

культуре.

В этой связи чрезвычайно показательно творчество Джона Фаулза (1926-2005), выступившего с первым романом в 1963 г.,

когда уже отгремела слава «рассерженных». «Коллекционер» —

парафраз на сюжет «Бури», поднимающий важнейшую проблему

XX в.— оскудение души и утраты духовности. Главный повествователь

— клерк Клегг (он же Калибан) —олицетворение чудовищного

бездушия и жестокости. Миранда—полная противоположность

своему похитителю, она художница, чувствует глубоко

и разнообразно, ее духовность не убита даже тяжким испытанием,

выпавшим на ее долю,— пребыванием в обществе этого, как она

считает, сумасшедшего, тюремщика, коллекционирующего красивых

девушек. Миранда ведет дневник, отчасти чтобы не позволить

Клеггу окончательно умертвить в ней душу, отчасти потому, что

Фаулз хочет показать человека с выхолощенной человечностью,

который имеет власть над недосягаемой, непостижимой для него

творческой натурой.

В художественном мире Джона Фаулза сочетаются две национальные

традиции — английская и французская. Фаулз использует

в своем творчестве и жанровые формы, не свойственные английскому

национальному сознанию (например, лэ Марии Французской

в сборнике новелл «Башня из черного дерева»). Писатель с радостью

отдается игровой стихии, пародирует модернизм —и попадает под

его влияние, восстанавливает викторианский стиль мышления и

сам же смеется над реконструированными моральными ценностями,

сталкивает два века —викторианский и современный —в романе

«Женщина французского лейтенанта» (1969). Знание

французской культуры и философии дает ему возможность взглянуть

на собственную литературу как бы со стороны, не боясь смелых

экспериментов с героями, жанрами, повествовательными формами.

Герою своего романа «Маг» (1966—1977) он дает имя д'Юрфе,

заимствованное у автора знаменитой «Астреи». Пасторальный роман

уходит в глубокое подполье творческого сознания писателя,

который использует в этом произведении постмодернистскую

структуру, основанную на игре иллюзий, положений, столкновений,

пограничных ситуаций, для того чтобы заставить своего героя

пропутешествовать по затаенным уголкам собственного сознания.

еще рефераты
Еще работы по истории