Лекция: Образ сверхчеловека на рубеже веков
— Расставание с концепцией индивидуализма
— Становление личности, формирование порядка из хаоса
Инициация: уход, странствие; пребывание в промежуточном статусе; возвращение, спасение.
За рождением индивидуальности – сотворение мира. Романтичный герой ведом внешними силами, нет личных интересов.
Ф. Ницше (1844-1900) определил развитие мысли и слова на рубеже веков. Сошел с ума. Мечтал стать поэтом, но нашел себя в странном виде словестности, на гране. Преодоление границ. Знаток античности, увидел ее по-новому. Они умели страдать.
Игра с языком, импровизация, звукопись и – переоценка всяческих ценностей.
Сверхчеловек – человек за гранью человеческого. Подчеркнуто неясная модель сверхчеловека. Добрые – начало конца. Не о загробном мире должен мечтать человек, а о счастье на земле. Он и отрицание и утверждение. Одиночество сверхчеловека. Он- переходная стадия. Из себя создает Бога.
Сверхчеловеки открыли рабство.
Декадентская модель сверхчеловека.
Неоромантический образ – у Киплинга. Мифология – достоинство, главная ценность – коллективы.Сверхчеловек у К. – гармония. Подчиняться.
Сверхчеловек:
— отвергает христианскую догматику,
— индивидуализм — основной жизненный принцип,
— духовный аристократизм (у Ницше).
Сверхчеловек — преувеличение, романтические традиции, условный.
Основная модель — взлет и падение, ибо такой человек не может жить в таком мире.
Сюда относятся:
1. Человек-невидимка.
2. Саломея — взлет и падение, отчасти Дориан Грей.
3. Пер Гюнт.
4. Доктор Джеккел — Стивенсон.
5.? Уитмен как преодоление ограниченности личности.
6. Мартин Иден.
7. Голод.
8. Маугли (человек-оборотень, и в то же время нет никакого оборотня).
13. «Пер Гюнт» Х. Ибсена: сюжет, герой, конфликт и композиция.
Пер Гюнт — пьеса, которая вобрала в себя жанровые элементы народной сказки, старирической комедии, философской притчи. Сюжет. Пер Гюнт — это притча о жизни, ее проблемах, ошибках и уроках. Герой. Образ Пера Гюнта вызван к жизни норвежскими легендами, повествующими о не лишенном обаяния разбитном парне, бахвале, фантазере. У Ибсена — это типический человек XIX в., со всеми свойственными ему противоречиями ( например, «в слезах все горло, хоть громко смеюсь» — говорит себе Пер Гюнт забавляясь с пастушками). По словам Ибсена — «один из норвежских полумифических,
полусказочных героев новейшего времени». В конце романа Пер Гюнт сравнивает себя с луковицей (много шкурок, а внутри пусто). Пер Гюнт никогда не был самим собой. Образ Солвейг. По Балдицыну: образ абсолюта, заступница перед Богом, воплощение матери, символика христианского слова (христианская идея). Бесплодное ожидание. Верность. Преданность. Любовь.Чистота. Самопожертвование. Пер Гюнт о Солвейг: «Она как свеченька! Таких тут не видать. Глядит все долу, не поймаешь взгляда.» Одной рученкой держиться за мать. В другой — молитвенник...."
Композиция. Время действие пьесы — от начала XIX в. до 1860х г.:
— норвежская деревня + лес (встреча с троллями, Великой Кривой)
— средиземноморское побережье Марокко
— сумасшедший дом на Кипре (Там Пер Гюнт становится царем дураков — «толковников», попадает он туда,
потому что в Египте он видит Сфинкса и он напоминает ему Доврского короля троллей, он делится своими
впечатлениями с собеседником, который оказывается директором сумасшедшего дома).
— море
— норвежская деревня.
Открытый финал — не понятно что дальше. Возможно смерть, а возможно спасение. За хиженой слышен голос Пуговичника (который хотел переплавить Пера в пуговицу, потому что Пер Гюнт прожил свою жизнь так, что никогда не был самим собой, поэтому его не ждет ни ад ни рай, он годен только на переплавку):
«До встречи на последнем перекрестке,
А там увидим… Больше не скажу.»
Мораль — самим сабой Пер Гюнт был только в надежде, вере и любви Солвейг, которя явл. заступницей.
14. Фантастические образы и их роль в драме «Пер Гюнт» Ибсена.
1) Тролли. Скрываясь от толпы (после того, ка к Пер Гюнт ворует невесту) в лесу Пер Гюнт встречается
со сказочной Женщиной в Зеленом, дочерью Доврского короля, правителя сказочных троллей.
Свадебный конь — свинья.
Доврский король готов сделать Пера Гюнта принцем, но для этого ему нужно уподобится троллям.
Отведав славного кушанья — коровьей лепешки и бычьей мочи, Пер Гюнт усваивает правило троллей:
«Будь самим собою доволен»:
По солнцем все люди объяты одним,
Твердят: «Человек, будь сабою самим»
У нас же в горах говорит любой:
«Тролль, упивайся самим собой!»
Я считаю, что их роль как раз в том, что Пер Гюнт усвоил урок троллей и всегда придерживался их принципу.
Тролли считают безобразное — прекрасным, черное — белым.
Ребенок женщины в зеленом (от Пер Гюнта) — «уродец с кружкой пива» (обещающий «срубить топором
ему голову с плечь»).
2) Встреча Пера с Великой кривой (Голос из мрака). По Балдицыну единственная заслуга Пера Гюнта
в том, что он победил Великую Кривую (а ваще великая кривая — бегство, кружение вокруг себя.) Но Мороз
с этим крайне не согласна… что думает по этому поводу Мороз — для меня загадка.
3) Фантазии Пер Гюнта. Пер Гюнт рассказывает о том, как загнал черта в орех, как ездил на олене (врет)
— это, а также образ женщины в зеленом взято из норвежских сказок.
4) Неизвестный Пассажир. В море на коробле Пер Гюнт встречает неизвестного пассажира, который
просит его тело «для целей науки», т.к. пассажир утверждает, что Пер скоро умрет. Этот же пассажир появляется
в море после караблекрушения (цепляется за перевернутую лодку вместе с Пер Гюнтом). Это образ дьявола,
Пер Гюнт так и спрашивает А не дьявол ли ты?..
5) Пуговичник. Хотел переплавить Пера в пуговицу, потому что Пер Гюнт прожил
свою жизнь так, что никогда не был самим собой, поэтому его не ждет ни ад ни рай, он годен только на
переплавку — Пуговичник по просьбе Пера дает тому отсрочку. Пер Гюнт понимает, что спасен, когда встречает
Солвейг, которая всю жизнь «жила ожидая» возвращения Пера Гюнта. Но финал открытый… (см. вопр. 13).