Лекция: Методические приемы работы с образной наглядностью.
1. Учебные картины: эпизодические или событийные («Штурм Измаила»), типологические («Сдача оброка феодалу»), видовые или культурно-исторические («Москва при Иване 3»), портрет (индивидуальный, групповой, сюжетный), репродукции картин художников (автор, название картины, сюжет, художественное мастерство, выразительные средства (объемность, пропорциональность, перспективность, цвет).
При подготовке к уроку учитель должен продумать цель использования и приемы анализа учебной картины. На уроке используются 1-2 учебные картины, возможно на разных этапах урока.
1. Картина предъявляется тогда, когда анализ ее содержания органически вписывается в разбор программного материала.
2. Дать время, чтобы учащиеся разглядели учебную картину, осмыслили ее:
— определили время и место действия;
— что изображено?
3. Сначала учителем раскрывается содержание картины в целом, а затем дается анализ деталей картины.
4. Целесообразно спланировать эвристическую беседу, поставить познавательную задачу.
5. Обязательно сделать обобщающий вывод в связи с изучаемой темой и наглядностью.
6. В качестве домашнего задания учащимся можно предложить составить рассказ по картине.
При использовании на уроке портретов исторических деятелей с учащимися можно провести конкурс «Знаешь ли ты исторических деятелей?», предложив им следующие задания:
а). узнать исторического деятеля по портрету без подписи, рассказать о его деятельности;
б). по портретам двух исторических деятелей (без подписи) определить кому из них принадлежит приводимое высказывание;
в). на основе фрагмента художественного текста определить, о каком деятеле идет речь, рассказать о его роли в истории, найти его портрет из заранее подготовленных портретов.