Лабораторная работа: TClientSocket & TServerSocket
TClientSocket & TServerSocket
Макагон Сергей
В C++Builder 6 для передачи какой-либо информации по сети удобнее всего использовать компоненты закладки Internet: TClientSocket и TServerSocket.
Чтобы лучше разобраться в работе этих компонентов я предлагаю написать простенький сетевой чат, на примере которого можно будет легко увидеть компоненты в действии.
Для начала создадим новый проект(File->New->Application), поместим на форму компоненты:
TClientSocket и TServerSocket, чтобы наша программа могла быть и клиентом и сервером (не одновременно конечно ;) ).
Далее разместим компонент TMemo (закладка Standart) — в нем как вы догадались будет отображаться текст чата.
Следующим на форму нужно кинуть компонент TEdit (Standart) — в него мы будем писать текcт, который нужно отправить собеседнику.
Ну и конечно тяжело обойтись без кнопки отправить — кидаем на форму TButton. Кроме того что уже есть на форме, нам еще понадобится три кнопки и два эдита (TEdit) (их назначение описывается по ходу обращения к ним).
Итак, наформе:
ClientSocket1 и ServerSocket1
Memo1
Edit1,Edit2,Edit3
Button1,Button2,Button3,Button4
Теперь изменяем свойства:
Button1->Caption на «Отправить»
Button2->Caption на «Создать»
Button3->Caption на «Соединиться» и
Button4->Caption на «Отключить».
Убираем текст во всех Эдитах. Свойство Memo1->ReadOnly = true,
ClientSocket1->Host — нужно написать IP-адрес сервера к которому вы будете присоеденяться
(IP-адресс устанавливается в настройках соединения Windows), если прописать 127.0.0.1, то вы будете конектиться к себе на компьютер (так удобно делать, когда проверяешь на работоспособность свою программу. Запустив ее дважды, одна клиент с 127.0.0.1, а другая сервер !) если же вы коннектитесь к другу, то заранее договоритесь какой будет Ай-Пи-адрес (143.0.0.5 — например). Но для того чтобы Ай-Пи -адресс можно было легко сменить, мы и положили на форму один из Эдитов, его текст при коннекте и будет отвечать свойству ClientSocket1->Host и ClientSocket1->Address.
В свойстве ClientSocket1->Port и ServertSocket1->Port — должны стоять одинаковые значения, чтобы Сервер и Клиент прослушивали и работали на один порт. Число можно выбрать любое (1024 например).
Кнопку «Отключиться» изначально нужно сделать недоступной(Enabled = false)так как вначале отсоеденяться нам нет от кого.
Дальше опишем обработчики событий для кнопок «Создать», «Соединиться», «Отключить».
Кнопка «Создать» — активизирует сервер. Он начинает прослушивать порт на коннект со стороны клиента.
void __fastcall TForm1::Button2Click(TObject *Sender)
{
ServerSocket1->Active = true ;
// Делаем недоступную «Соединиться» (так как мы уже сервер)
Button3->Enabled = false
// Делаем доступную «Отключиться» (понятно зачем)
Button4->Enabled = true
Memo1->Lines->Add(«Серверсоздан») ;
}
Так наша программа стала сервером!
Давайте опишем клиента!(Кнопка «Соединиться»)
В Edit3->Text впишите 127.0.0.1 — предполагается что тестироваться будет на одном компьютере (что б других не заморачивать:)
void __fastcall TForm1::Button3Click(TObject *Sender)
{
Edit3->Text = ClientSocket1->Host // ПрисваиваемКлиентуАй-ПиизЭдита
Edit3->Text = ClientSocket1->Address
ServerSocket1->Active = true ;
// Делаем недоступную «Создать» (так как мы коннектимся)
Button2->Enabled = false
// Делаем доступную «Отключиться» (понятно зачем)
Button4->Enabled = true
}
Вот Вы и написали тот минимум который надо для освоения компонентов!
Но кто хочет останавливаться? А чат доделать! Правильно пишем дальше:
Дальше будем описывать свойства компонентов Клиента и Сервера OnConnect (когда присоединился).
void __fastcall TForm1::ServerSocket1ClientConnect(TObject *Sender,
TCustomWinSocket *Socket)
{
Memo1->Lines->Add(«Клиентприсоединился»);
}
Это когда вы сервер и к Вам присоединились, на Мемо появится надпись!
Для клиента почти так само:
void __fastcall TForm1::ClientSocket1Connect(TObject *Sender,
TCustomWinSocket *Socket)
{
Memo1->Lines->Add(«Выприсоединены»);
}
Понятно, да? Отлично, дальше остается только рассказать Вам зачем Edit2 на форме и описать кнопку «Отправить».
Итак, Эдит2 нам нужен для Вашего ника! Ведь какой чат без ника!
Теперь самое главное — описание кнопки «Отправить:
if(Edit2->Text == „“)
ShowMessage(»ВведитеВашник !");
return ;
}
if(Edit1->Text == "")
{
ShowMessage(«Введите текст который надо отправить»);
return ;
}
//Это была обработка исключительных ситуаций, типа пустых строк ввода ;
Memo1->Lines->Add(Edit2->Text+":: "+ Edit1->Text) ;
if (ServerSocket1->Active == true) {
ServerSocket1->Socket->Connections[0]->
SendText(Edit2->Text+"::"+Edit1->Text); }
else
{ ClientSocket1->Socket->SendText(Edit2->Text+"::"+Edit1->Text);}
Edit1->Text = "" ;
}
Теперь разберемся с этой кучей кода:
//добавляем свое сообщение себе в Мемо
Memo1->Lines->Add(Edit2->Text+":: "+ Edit1->Text) ;
if (ServerSocket1->Active == true){ServerSocket1->Socket->
Connections[0]->SendText(Edit2->Text+"::"+Edit1->Text)};
Если мы сервер, то посылаем нашу строку первому в списке клиенту ( чат розщитан на двоих ), иначе:
else {
ClientSocket1->Socket->SendText(Edit2->Text+"::"+Edit1->Text);
}
Посылаем строку серверу!
Независимо от того кто мы (клиент-сервер)
Очищаем Эдит1:
Edit1->Text = "";
Также надо описать прием информации и занесение ее в Мемо1. Делается это обработчиком события OnRead у TClientSocket и TserverSocket:
void __fastcall TForm1::ClientSocket1Read(TObject *Sender,
TCustomWinSocket *Socket)
{
Memo1->Lines->Add(Socket->ReceiveText()) ;
}
void __fastcall TForm1::ServerSocket1ClientRead(TObject *Sender,
TCustomWinSocket *Socket)
{
Memo1->Lines->Add(Socket->ReceiveText()) ;
}
Вот вроди бы и все. С TClientSocket и TserverSocket разобрались, а кого заинтересовала тема чата, заходите в раздел «Мои программы» И качайте доделанную мной, с большим колличеством настроек программу вместе с исходниками.