Доклад: Перспективы развития управления проектами

Министерство образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего Профессионального образования

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Институт Бизнеса в строительстве и Управления проектом

Кафедра управления проектом

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по дисциплине

«Сущность управления проектом»

ТЕМА: «Перспективы развития управления проектами»

Выполнил: Орлов Максим Игоревич

студент дневной формы обучения

Специальность: Менеджмент организации

Специализация: Управление проектом

Курс: 3

Группа: управление проектом — 1

Москва 2009


Содержание:

1. ВВЕДЕНИЕ

1.1.Роль управления проектами в современном мире.

1.2. Место и роль управления проектами в управленческой деятельности. _________________________________________________3

2. СОСТОЯНИЕ ПОДГОТОВКИ И СЕРТИФИКАЦИИ КАДРОВ В ОБЛАСТИ УП В РОССИИ И

ЗА РУБЕЖОМ

2.1. Опыт Украины

2.2. Статус Управления Проектами в России. _____________________________________________________________4

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ И СЕРТИФИКАЦИИИ СПЕЦИАЛИСТОВ _________________________________________________________________7

4. СЕРТИФИКАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПРОЕКТАМИ

4.1 Общие положения

4.2. Сертификационная программа совнет

4.3.Состояние и тенденция сертификации специалистов по управлению проектами________________________________________8

5. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ В РОССИИ.____________________________________________________9

6.ЛИТЕРАТУРА _______________________________________________________________11

1. ВВЕДЕНИЕ

1.1.Роль управления проектами в современном мире.

Сегодня Управление Проектами (УП) — признанная во всем мире профессиональная дисциплина. Методология и средства УП широко используются во всех сферах целенаправленной и проектно-ориентированной деятельности.

К настоящему времени УП сформировалось как новая культура управленческой деятельности и стало своеобразным мостом в цивилизованном бизнесе и деловом сотрудничестве стран разных континентов с разной историей развития, традициями, экономикой и культурой. Сейчас уже трудно назвать хотя бы один значительный проект, который осуществлялся бы вне рамок идеологии и методологии УП. Трудно также назвать хотя бы одну известную в мире компанию, не использующую в своей практике методы и средства УП.

В последние годы правительства таких стран как США, Германия, Япония, Франция и др. все более и более используют в своей повседневной деятельности методы и средства УП. Так, например, практически каждый чиновник правительства США использует на своем персональном компьютере программные средства УП в составе набора стандартных пакетов программ. Эти средства активно применяются не только для управления федеральными проектами и программами, но и для осуществления управленческих функций внутри правительственного аппарата.

Управление проектами сегодня — один из важнейших механизмов рыночной экономики. В развитых странах он используется практически на всех проектах, в России же — не больше 1,5-2 процентов от их общего количества. В тоже время использование современной методологии и инструментария УП позволяет обычно сэкономить порядка 20-30 процентов времени и около 15-20 процентов средств, затрачиваемых на осуществление проектов и программ. И это — в западных странах, где и “как всегдашнее” исполнение проекта происходит с гораздо меньшими затратами и потерями, чем у нас. В России же, где организационная система и методы управления гораздо слабее, чем на Западе, эффект от внедрения УП окажется еще более значительным.

Управление проектами как новая управленческая культура и технология позволяет форсированно перейти от хаоса и спонтанного развития в «точках роста» к целенаправленному планомерному развитию, от отдельных проектов и программ через проектно-ориентированные организации и компании к проектно- ориентированным бизнесу и обществу в целом как развивающимся большим системам.

1.2. Место и роль управления проектами в управленческой деятельности.

Развитие профессионального УП превратило его в мощный инструмент управления не только созданием новых продуктов и услуг, но и осуществлением целенаправленных изменений в рамках отдельных организаций, компаний, а также целых социально-экономических и организационных систем.

Особое место Управления Проектами должно занимать в комплексе мер, реализуемых сегодня в России в рамках правительственных программ социально-экономического развития страны, включая новый этап реформ в экономике, социальном и государственном строительстве. Здесь требуется новый подход к государственному управлению, опирающийся на новую культуру и инновационные управленческие технологии.

Деятельность государственного аппарата управления направлена на осуществление изменений в экономике и обществе путем разработки и реализации проектов и программ различного назначения. По существу она должна осознаваться и рассматриваться как проектно-ориентированная деятельность. К сожалению, говоря о факторах, способных существенно повлиять на повышение эффективности государственного управления в проектно-ориентированной сфере, у нас до сих пор незаслуженно остается в тени такой широко используемый в других странах ресурс, как методология и инструментарий Управления Проектами. Очевидно, уже настало время и в России обратить серьезное внимание на эту проблематику в контексте с решением задачи совершенствования государственного управления и социально-экономического развития страны.

В основном, деятельность организаций и предприятий сводится к трем направлениям: проектно- ориентированное (когда на входе контракт – на выходе выполненные заказы; так работает, например, строительная отрасль); серийное производство (заранее распланированная деятельность, к примеру, на молочном комбинате) и смешанное.

ТАБЛИЦА 1. «МЕСТО И РОЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Виды Управления

Виды деятельности

Общее управление

Управление проектом

Управление производством

Доля вида деятельности в экономике

Доля УП в Экономике

Проектно-ориентированная 10-15% 85-90% 0% 30%

27%

Смешанная 10-15% 40% 45% 20%

8%

Серийное

производство

10-15% 20% 65-70% 50%

10%

Итого - - - 100% 45%

Области приложений УП охватывают всю проектно-ориентированную, часть смешанной и всю деятельность, связанную с развитием и стабилизацией организации. По большому счету около 45% всей общественно-полезной деятельности реализуется через проекты и программы.

Наряду с этим каждый работник сферы управления в своей повседневной деятельности сталкивается с необходимостью проведения различных мероприятий, направленных на улучшения работы своей структуры и развитие организации. Этот вид деятельности также может и должен осуществляться в виде проектов или программ.

Отсюда следует вывод, что для нормального развития и эффективного функционирования сегодняшних, ставших проектно-ориентированными, бизнеса, общества и государства весь корпус инженерно-экономических и управленческих специалистов должен быть знаком с основами и возможностями УП как новой управленческой культурой и незаменимым инструментарием. Кроме того, не менее 40% этих специалистов должны быть профессионально подготовлены и сертифицированы в области УП. Всем этим и определяется важная роль и значение развития профессионализма в УП.

Вот почему члены Российского и международного профессиональных сообществ уверены в том, что Управление Проектами является новой развивающейся областью знаний и практики. Управление Проектами имеет жизненно важное, постоянно возрастающее, значение в развитии бизнеса, общества и государства во всем мире. Поэтому в целом для эффективного функционирования экономики страны нам нужна огромная армия специалистов, которые владеют технологиями управления проектами.

2. СОСТОЯНИЕ ПОДГОТОВКИ И СЕРТИФИКАЦИИ КАДРОВ В ОБЛАСТИ УП В РОССИИ И

ЗА РУБЕЖОМ

2.1. Опыт Украины

В развитых странах подготовке специалистов по управлению проектами уделяется большое внимание. Рассмотрим опыт в этой сфере на примере нашего ближайшего соседа – Украины.

Ассоциация управления проектом УКРНЕТ, являясь членом IPMA, ввела свою сертификационную программу, по которой сертифицировано более 400 профессиональных проектных менеджеров.

В большой степени этому способствовала политика Украины в области образования, а именно:

1. Введена специальность «Управление проектами» в программы подготовки магистров и специалистов. На сегодня девять университетов Украины лицензированы и аккредитованы по данной специальности.

2. В вузах Украины введен обязательный учебный курс «Управление проектами».

3. Высшей аттестационной комиссии Украины была введена специальность 05.13.22 «Управление проектами и развитие производства» для подготовки кандидатов и докторов наук. В шести университетах Украины открыты специализированные советы по защите кандидатских и докторских диссертаций. На сегодня защищено по данной специальности более 50 диссертаций.

4. Важным шагом развития УП стало включение трех групп профессий в общегосударственный классификатор профессий Украины:

– руководители проектов и программ,

– научные работники по управлению проектами и программами,

– профессионалы по управлению проектами и программами.

Этот шаг обеспечил официальное признание профессии проектных менеджеров государством. Сегодня «Управление проектами» относится к одной из наиболее популярных специальностей на Украине.

Исследования УКРНЕТ показали, что критическая масса профессиональных проектных менеджеров в Украине составляет 20000 – 25000 чел., и при сохранении темпов подготовки и сертификации проектных менеджеров их критическая масса, при которой ожидается значительное влияние управления проектами на развитие экономики Украины и ее конкурентоспособность на мировых рынках, может быть достигнута в 2012 году.

2.2. Статус Управления Проектами в России.

Развитие методов Управления Проектами в нашей стране, так же, как и в других странах, своими корнями уходит в период индустриализации 30-х годов. И шло оно в русле мирового развития, правда, с некоторым отставанием от Запада. Тем не менее, в период с 30-х по 90-е годы в этом направлении у нас был накоплен значительный опыт, были и определенные научно-технические достижения в области, например, сетевого планирования и автоматизированных систем управления, которые не потеряли своего значения и сейчас.

В начале 90-х годов, Россия наряду с другими странами заняла свое место в Мире профессионального управления проектами. Формальными первыми шагами в этом направлении можно считать учреждение в октябре 1990 года Советской (ныне Российской) ассоциации управления проектами — СОВНЕТ и вступлением ее в 1991 год, в Международную Ассоциацию УП. Ядро ассоциации составляют свыше 500 специалистов по УП, из них 20 академиков, около 200 профессоров, докторов и кандидатов наук, в том числе 20 членов СОВНЕТ из ближнего и дальнего зарубежья. В области управления проектами можно выделить следующие основные направления деятельности:

Образование в области управления проектами :

• В более чем 50 вузах России введен учебный курс «Управление проектами».

• Начата подготовка специалистов с высшим образованием по специализации «Управление проектами» в четырех университетах. Первые выпуски менеджеров проектов состоялись в ГТУ (Екатеринбург) в1999 г., в ГУУ (Москва) в 2001 и др.

• В ряде учебных центров страны открыты курсы по повышению квалификации и тренингам по управлению проектами. Так ГАСИС совместно с СОВНЕТ создал кафедру «Управление проектами и программами», которая выполняет функции Учебно-консультационного центра. На сегодня такие курсы прошли свыше 5000 специалистов.

• С 1992 по 2003 год, подготовлено и издано свыше 30 наименований учебной, методической и специальной литературы по УП на русском языке, в том числе семь учебников и учебных пособий.

• Опубликовано свыше 500 докладов и статей в отечественных и зарубежных сборниках трудов и периодических изданиях.

• В течение 9 лет успешно функционирует ежемесячный открытый Семинар СОВНЕТ «Теория и практика УП», который посетило около 1500 участников.

Сертификация специалистов по управлению проектам:

• в 1999 году подготовлена и запущена национальная программа сертификация специалистов по УП в рамках международной системы сертификации IPMA. (По состоянию на июнь 2003 года международные сертификаты IPMA получили свыше 150 человек.);

• программа сертификации зарегистрирована в Госстандарте России;

• в рамках сертификационной программы подготовлены и изданы НТК — «Управление проектами: Основы профессиональных знаний. Национальные требования к компетенции специалистов»;

• Ведется работа над созданием системы национальных стандартов по управлению проектами.

Сравнительная оценка образовательных услуг по УП, предлагаемых организациями Московской

области

На основании анализа, проведенного группой экспертов под руководством проф. Р. Гарриса (Австрия), можно сделать следующие выводы о существующем уровне образовательных услуг по управлению проектами в московском регионе. (Для сравнения уровня образовательных услуг приводятся данные по Австрии, Ирландии и Норвегии).

Страны

Услуги по УП

Австрия

Ирландия

Норвегия

Московский

регион

Образовательные

услуги:

• колледжи

предлагают

отдельные

предлагают

предлагают

отдельные

• университеты

предлагают

отдельные

предлагают предлагают предлагают
• аспирантуры -

предлагают

отдельные

предлагают

отдельные

предлагают

отдельные

Сертификационные услуги по программе IPMA

предлагаются предлагаются не предлагаются предлагаются
Консалтинговые услуги:
• курсы по УП 40 компаний 10 компаний

17 компаний

• консультирование

по УП

3 компании 40 компаний 40 компаний

21 компания

ТАБЛИЦА 2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ПО УП.

Как видно из таблицы, компании и организации московского региона предлагают полный набор услуг по управлению проектами.

Профессиональное управление проектами стало одним из общепризнанных, эффективных механизмов управления во всем мире, заняв свое место рядом с методами стратегического планирования, управления ресурсами, финансового менеджмента. В нашей стране, в условиях нестабильной, развивающейся рыночной среды управление проектами все еще остается конкурентным преимуществом немногих коммерческих организаций, которые используют его для снижения рисков, повышения гибкости и интеграции усилий с партнерами. Между тем, широкомасштабное использование профессиональных методов управления проектами могло бы дать большой эффект и в управлении государственными программами, компаниями, проектами и программами общественных организаций и международного сотрудничества.

Практика показывает, что от уровня культуры управления напрямую зависит благосостояние общества и развитие экономики. Дальнейшее социально-экономическое развитие России во многом будет зависеть от уровня развития и применения профессионального управления проектами и программами во всей вертикали власти, а значит и от количества подготовленных руководителей и специалистов, владеющих методологией и средствами управления проектами.

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ И СЕРТИФИКАЦИИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Для того чтобы быть профессиональной, дисциплина Управление Проектами должна иметь свод норм и правил, определяющих работу профессионалов по управлению проектами. Эти требования были определены путем сбора, обработки и систематизации прикладных знаний и опыта в области Управления Проектами. В Международных Требованиях по Компетентности специалистов по Управлению Проектами (ICB — International Competence Baseline ), разработанных IPMA представлены требования к знаниям, навыкам и личным качествам управляющих проектами и членов команды проекта. ICB включает основные термины и понятия, задачи, обобщают передовой опыт, навыки, функции, процессы управления, методы, технологии и инструментарий, которые обычно используются в Управлении Проектами, а также специальные знания о нововведениях и их применении в управлении отдельными проектами. ICB открывает путь к знаниям, опыту и индивидуальному мастерству в сфере управления проектами. ICB это основа всех сертификационных программ национальных ассоциаций и их сертификационных центров, ратифицируемых IPMA.

Каждая национальная ассоциация разрабатывает и утверждает собственную детальную документацию для сертификационной программы и, прежде всего, Национальные Требования к Компетентности (NCBNational Competence Baseline). Эта документация ратифицируется IPMA для проведения сертификации. При этом, национальным ассоциациям предоставляется определенная свобода для учета особенностей национальной культуры и достижений в области компетентности по управлению проектами.

Национальные Требования к Компетентности специалистов по Управлению Проектами (НТК). разработаны группой сертифицированных специалистов СОВНЕТ на основе и в соответствии с Международными Требованиями к Компетенции специалистов по управлению проектами — ICB, IPMA и одобрены Сертификационной комиссией Ассоциации “СОВНЕТ”.

В процессе разработки НТК вышло за рамки предусмотренного содержания и объема и по существу переросло в Основы Профессиональных Знаний и Требования к Компетентности Специалистов по Управлению Проектами.

В основу структуры НТК положено представление об управлении проектами как о кибернетической системе. При этом элементы международных требований к компетентности были перенесены из ICB в НТК полностью или в частично измененном виде. При этом во всех случаях была обеспечена смысловая согласованность.

Структура НТК СОВНЕТ состоит из 43 элементов НТК, включающих 28 основных элементов ICB и 15 дополнительных элементов, охватывающих содержание 13 дополнительных элементов ICB и 4 новых элементов. Все элементы НТК сгруппированы в 4 раздела:

Раздел 1: Объекты управления

Раздел 2: Субъекты и инструментарий управления проектами

Раздел 3: Процессы управления проектами

Раздел 4: История и тенденции развития управления проектами.

Системная модель УП [4] и НТК послужили основой методического обеспечения процессов образования, делового обучения и сертификации специалистов в области УП и прошли апробацию на практике в течение более 3-х лет.

4.СЕРТИФИКАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПРОЕКТАМИ

4.1 Общие положения

Система сертификации предназначена для организации и осуществления деятельности по оценке и подтверждению компетентности специалистов, необходимой для проведения ими работ в области управления проектами.

Сертифицированный специалист по УП должен соответствовать установленным международным требованиям, которые охватывают: профессиональные знания; умения и навыки; личностные качества и этический кодекс руководителя проекта.

Сертификация специалистов направлена на достижение следующих целей:

• содействие юридическим лицам, занятым в области управления проектами, в отборе и подборе компетентных специалистов;

• определение и подтверждение уровня компетентности специалистов для обеспечения их конкурентоспособности на российском и зарубежном рынках услуг в области управления проектами;

• защита юридического лица, занятого в области управления проектами, от некомпетентного и недобросовестного специалиста.

Сертификация в Системе обеспечивает:

Для специалистов в области управления проектами: международное признание их квалификации и компетентности; персональные преимущества для карьерного роста.

Для компаний и организаций, предлагающих услуги по управлению проектами: демонстрация профессиональной квалификации и компетентности их служащих.

Для компаний, использующих управление проектами: достижение и поддержание наилучшего уровня работы компании, развития ее персонала; повышение рейтинга и конкурентоспособности компании за счет профессионального управления проектами.

Для клиентов: большая уверенность в получении качественных и современных услуг профессионалов в области управления проектами.

4.2. Сертификационная программа совнет

Отметим следующие основные элементы и шаги сертификационной программы СОВНЕТ:

Национальная программа сертификации специалистов по управлению проектами стартовала в 1999 г.

Нормативную базу программа сертификации составляют следующие документы:

• Управление проектами: Основы профессиональных знаний, Национальные Требования к Компетентности (НТК) специалистов;

• МеждународнымиТребованиямикКомпетенцииспециалистовпоуправлениюпроектами (International Competence Baseline of the International Project Management Association — ICB, IPMA).

Сертификационная программа включает 4-е уровня, к каждому из которых разработаны свои требования соответствия.

По результатам сертификации специалисту может быть присвоено звание, в зависимости от уровня сертификации:

• сертифицированный директор программ или проектов (Уровень А);

• сертифицированный управляющий проектами (Уровень В);

• сертифицированный управляющий международными проектами (Уровень В1);

• сертифицированный профессионал по управлению проектами; (Уровень С);

• сертифицированный специалист по управлению проектами (Уровень D).

4.3.Состояние и тенденция сертификации специалистов по управлению проектами

Медленно, но верно приходит осознание необходимости применения методологии управления проектами на практике, а вместе с ним и в необходимости использования услуг сертифицированных специалистов. Все это подтверждает тенденция роста числа сертифицированных специалистов, которая представлена в таблице 4.

Уровни

сертификации

Дата

сертификации

A

B

B1

C

В

ВСЕГО

1999 г. 2 3 6 11
2000 г. 4 3 7 14
2001 г. 4 14 36 54
2002 г. 1 2 8 15 26
2003 г. 6 35 41
ИТОГО: 1 10 2 29 99 146

ТАБЛИЦА 4.СЕРТИФИЦИРОВАННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПРОЕКТАМИ В

РОССИИ НА АПРЕЛЬ 2003 ГОД.

При проведении сертификации СОВНЕТ-СЕРТ строго соблюдает все утвержденные требования сертификационной программы при оценке кандидатов. На сегодня в среднем 15% кандидатов не соответствуют установленным требованиям.

В числе компаний и организаций, сертифицировавших своих специалистов, такие как ООО «Информационные бизнес — системы», Концерн «Росэнергоатом», ЗАО «Фирма АйТи. Информационные технологии», ХОЛДИНГ ЛАНИТ, ОАО « Казахтелеком», Фонд «Международный центр развития — Железногорск», OAO «ГАЗПРОМ», ЗАО «ТЕКОРА», Администрация Воронежской области, ЗАО «Торговый дом Рамзай», ТОО «Стройсистема», ОАО «Новосибирский завод химконцентратов», ГУП «Моспроект — 2» и др. Эти компании занимаются различной деятельностью. В их числе: информационные технологии, строительная сфера, образовательная сфера, топливно-энергетическая деятельность, промышленная сфера, сфера торговли и др.

5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ В РОССИИ.

И так, за последние 13 лет созданы объективные предпосылки для широко масштабного развития и применения УП в России.

Очевидно, что дальнейшее социально-экономическое развитие России во многом будет зависеть от уровня развития и применения профессионального управления проектами и программами во всей вертикали власти, а значит и от количества подготовленных руководителей и специалистов, владеющих методологией и средствами управления проектами.

Вот еще и почему управление проектами сегодня нужно ставить в разряд государственной политики, как одно из важнейших, основных ее направлений. И поддерживать его на уровне государства. Для этого необходимо:

еще рефераты
Еще работы по государству и праву