Билеты: Зачем нам нужны налоги

Введение

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный

к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Именно налоговая система на сегодняшний день оказа-

лась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

На данный момент существует масса всевозможной литера-

туры по налогообложению в западных странах, накоплен огромный многолетний опыт по налогообложению. Но в связи с тем, что налоговая система Казахстана создается практически заново сегодня очень мало монографий отечественных авторов по налогооблажению, в которых можно было бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по созданию именно Казахстанской налоговой системы, отвечающей нашим казахстанским реалиям.В данной работе предпринята попытка выделить основные противоречия действующей ныне в Казахстане налоговой системы Также здесь приведены мнения некоторых Казахстанских ученых-экономистов относительно решения этих проблем и некоторый практический опыт в решении подобных проблем в странах с развитой рыночной экономикой.

I. Налогообложение — один из важнейших факторов

развития рыночной экономики

Налоговая система Казахстана.

Совокупность налогов, сборов, пошлин и других плате-

жей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую

систему." (Закон РК «Об основах налоговой системы в

Казахстане)

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА В КАЗАХСТАНЕ

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ
МЕСТНЫЕ

К общегосударственным относятся:

· ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ;

· НДС;

· АКЦИЗЫ;

· СБОР ЗА РЕГИСТРАЦИЮ ЭМИССИИ ЦЕННЫХ БУМАГ.

К местным относятся:

· Земельный;

· На имущество юр. И физ. Лиц;

· На транспорт.

Кроме того, в бюджеты уплачиваются сборы:

— за регистрацию юридических лиц;

— физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

— за право на занятие отдельными видами деятельности;

— с аукционных продаж.

Сущность налога

Прежде всего остановимся на вопросе о необходимости

налогов. Как известно, налоги появились с разделением об-

щества на классы и возникновением государства, как „взносы

граждан, необходимые для содержания… публичной власти

… “ (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.171). В

истории развития общества еще ни одно государство не смогло

обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функ-

ций по удовлетворению коллективных потребностей ему требу-

ется определенная сумма денежных средств, которые могут

быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого

минимальный размер налогового бремени определяется суммой

расходов государства на исполнение минимума его функций:

управление, оборона, суд, охрана порядка,- чем больше функ-

ций возложено на государство, тем больше оно должно соби-

рать налогов.

Закон республики Казахстан „Об основах налоговой

системы в Республике Казахстан“ определяет общие принципы

построения налоговой системы в Российской Федерации, нало-

ги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязан-

ности и ответственность налогоплательщиков и налоговых ор-

ганов. В нем в частности говорится, что „под налогами, сбо-

ром, пошлиной и другим платежом понимается обязательный

взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный

фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях,

определяемыми законодательными актами.“

Таким образом, налоги выражают обязанность всех юриди-

ческих и физических лиц, получающих доходы, участвовать в

формировании государственных финансовых ресурсов.

Закон также определяет круг налогоплательщиков: „Пла-

тельщиками налогов являются юридические лица, другие кате-

гории плательщиков и физические лица.

— 5 -

Государственное регулирование экономики (регулирую-

щая функция).

Во всех государствах, при всех общественных формациях

налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т. е.

обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую

очередь расходов государства.

Основные принципы построения налоговой

системы в экономике с развитым рынком

На протяжении всей истории человечества ни одно госу-

дарство не могло существовать без налогов. Налоговый опыт

подсказал и главный принцип налогообложения: “Нельзя резать

курицу, несущую золотые яйца», т. е. как бы велики ни были

потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и

немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересо-

ванность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

Для того чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых

платежей, важно определить сновные принципы налогообложе-

ния. «Качества, с экономической точки зрения желательные в

любой системе налогообложения, — отмечал Дж. Милль (1), -

сформулированы Адамом Смитом в форме четырех положений, че-

тырех основополагающих, можно сказать, ставших классически-

ми принципов, с которыми, как правило, соглашались последу-

ющие авторы, и вряд ли можно начать наши рассуждения лучше,

чем процитировать эти положения». Они сводятся к следующе-

му:

«1. Подданные государства должны участвовать в покры-

тии расходов правительства, каждый по возможности, т. е.

соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной прави-

тельства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им

ведет к так называемому равенству или неравенству обложе-

ния.

2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен

быть точно определен, а не произведен. Размер налога, время

и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому

плательщику, так и всякому другому ...

3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким

способом, какие наиболее удобны для плательщика ...

4. Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он изв-

лекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того,

что поступает в кассы государства». (2)

Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности,

не требуют никаких иных разъяснений и иллюстраций, кроме

тех, которые содержатся в них самих, они стали «аксиомами»

налоговой политики.

Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соот-

ветствии с духом нового времени.

Современные принципы налогообложения таковы:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с

учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня дохо-

дов. Налог с дохода должен быть прогрессивным. Принцип этот

соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих

странах расчитываются пропорционально.

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообло-

жение доходов носило однократный характер. Многократное об-

ложение дохода или капитала недопустимо. Примером осущест-

вления этого принципа служит замена в развитых странах на-

лога с оборота, где обложение оборота происходило по на-

растающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый про-

дукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реали-

зации.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не

должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбеж-

ности платежа.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть

простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и

экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адап-

тируемой к меняющимся общественно-политическим потреб-

ностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспреде-

ление создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом

государственной экономической политики.

Заключение

Под налогом, пошлиной, сбором понимается обязательный

взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в

порядке, определенном законодательными актами. Налоги быва-

ют прямыми и косвенными они различаются по объекту налого-

обложения и по механизму расчета и взимания, по их роли в

формировании доходной части бюджета.

Одним из главных элементов рыночной экономики является

налоговая система. Она выступает главным инструментом воз-

действия государства на развитие хозяйства, определения

приоритетов экономического и социального развития. В связи

с этим необходимо, чтобы налоговая система Казахстана

была адаптирована к новым общественным отношениям, соотве-

тство вала мировому опыту.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр

ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет

отрицательную роль, особенно в период перехода Казахской

экономикик к рыночным отношениям, а также препятствует ин-

вестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабиль-

ность налоговой системы на сегодняшний день — главная проб-

лема реформы налогообложения.

Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на

чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоп-

лательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблага-

емую базу и уменьшая налоговую массу.

Анализ реформаторских идей в области налогов в основ-

ном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в луч-

шем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде

всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привелегий;

объектов обложения; усиления или замены одних налогов на

другие). Предложений же о принципиально иной налоговой

системе, соответствующей нынешней фазе переходного к рыноч-

ным отношениям периода, практически нет. И это не случайно,

ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только

на серьезной теоретической основе коей у нас в России еще

нет.

На сегодняшний день существует огромный, причем теоре-

тически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использо-

вания налогов в странах Запада. Но ориентация на их практи-

ку весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразум-

но не уделять первостепенное внимание специфике экономи-

ческих, социальных и политических условий сегоднящней

России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного

хозяйства.

На Западе, в большинстве стран с развитым рынком

основным источником формирования бюджета служит налогообло-

жение физических лиц и налоговое бремя в большей степени

лежит на гражданах, тем самым стимулируя производство. Это

положение для нас сегодня предельно актуально.

В ситуации осуществления серьезных и решительных пре-

образований и отсутствия времени на движение «от теории к

практике» построение налоговой системы методом «проб и оши-

бок» оказывается вынужденным. Но необходимо думать и о

завтрашнем дне, когда в стране утвердятся рыночные отноше-

ния. Поэтому представляется весьма важным, чтобы науч-

но-исследовательские и учебные институты, располагающие

кадрами высококвалифицированных специалистов в области фи-

нансов и налогообложения, всерьез занялись разработкой тео-

рии налогообложения, используя опыт стран с развитой рыноч-

ной экономикой и увязывая его с российскими реалиями.

Подчеркнем, что пока не будет выработано авторитетной

целостной концепции реформирования налогообложения и его

правовой формы, результаты любых изысканий в этой сфере

останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов

и специалистов.

Проблем в сфере налогообложения накопилось слишком

много, что бы их можно было изложить в рамках одной курсо-

вой работы. Незначительная их часть будет так или иначе ре-

шена в недалеком будущем. Но большая их часть вновь будет

отложена до лучших времен, по-видимому, до принятия Налого-

вого кодекса.

еще рефераты
Еще работы по финансам