Билеты: Зачем нам нужны налоги
Введение
В условиях рыночных отношений и особенно в переходный
к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Именно налоговая система на сегодняшний день оказа-
лась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.
На данный момент существует масса всевозможной литера-
туры по налогообложению в западных странах, накоплен огромный многолетний опыт по налогообложению. Но в связи с тем, что налоговая система Казахстана создается практически заново сегодня очень мало монографий отечественных авторов по налогооблажению, в которых можно было бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по созданию именно Казахстанской налоговой системы, отвечающей нашим казахстанским реалиям.В данной работе предпринята попытка выделить основные противоречия действующей ныне в Казахстане налоговой системы Также здесь приведены мнения некоторых Казахстанских ученых-экономистов относительно решения этих проблем и некоторый практический опыт в решении подобных проблем в странах с развитой рыночной экономикой.
I. Налогообложение — один из важнейших факторов
развития рыночной экономики
Налоговая система Казахстана.
Совокупность налогов, сборов, пошлин и других плате-
жей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую
систему." (Закон РК «Об основах налоговой системы в
Казахстане)
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА В КАЗАХСТАНЕ |
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ |
МЕСТНЫЕ |
К общегосударственным относятся:
· ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ;
· НДС;
· АКЦИЗЫ;
· СБОР ЗА РЕГИСТРАЦИЮ ЭМИССИИ ЦЕННЫХ БУМАГ.
К местным относятся:
· Земельный;
· На имущество юр. И физ. Лиц;
· На транспорт.
Кроме того, в бюджеты уплачиваются сборы:
— за регистрацию юридических лиц;
— физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
— за право на занятие отдельными видами деятельности;
— с аукционных продаж.
Сущность налога
Прежде всего остановимся на вопросе о необходимости
налогов. Как известно, налоги появились с разделением об-
щества на классы и возникновением государства, как „взносы
граждан, необходимые для содержания… публичной власти
… “ (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.171). В
истории развития общества еще ни одно государство не смогло
обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функ-
ций по удовлетворению коллективных потребностей ему требу-
ется определенная сумма денежных средств, которые могут
быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого
минимальный размер налогового бремени определяется суммой
расходов государства на исполнение минимума его функций:
управление, оборона, суд, охрана порядка,- чем больше функ-
ций возложено на государство, тем больше оно должно соби-
рать налогов.
Закон республики Казахстан „Об основах налоговой
системы в Республике Казахстан“ определяет общие принципы
построения налоговой системы в Российской Федерации, нало-
ги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязан-
ности и ответственность налогоплательщиков и налоговых ор-
ганов. В нем в частности говорится, что „под налогами, сбо-
ром, пошлиной и другим платежом понимается обязательный
взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный
фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях,
определяемыми законодательными актами.“
Таким образом, налоги выражают обязанность всех юриди-
ческих и физических лиц, получающих доходы, участвовать в
формировании государственных финансовых ресурсов.
Закон также определяет круг налогоплательщиков: „Пла-
тельщиками налогов являются юридические лица, другие кате-
гории плательщиков и физические лица.
— 5 -
Государственное регулирование экономики (регулирую-
щая функция).
Во всех государствах, при всех общественных формациях
налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т. е.
обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую
очередь расходов государства.
Основные принципы построения налоговой
системы в экономике с развитым рынком
На протяжении всей истории человечества ни одно госу-
дарство не могло существовать без налогов. Налоговый опыт
подсказал и главный принцип налогообложения: “Нельзя резать
курицу, несущую золотые яйца», т. е. как бы велики ни были
потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и
немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересо-
ванность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.
Для того чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых
платежей, важно определить сновные принципы налогообложе-
ния. «Качества, с экономической точки зрения желательные в
любой системе налогообложения, — отмечал Дж. Милль (1), -
сформулированы Адамом Смитом в форме четырех положений, че-
тырех основополагающих, можно сказать, ставших классически-
ми принципов, с которыми, как правило, соглашались последу-
ющие авторы, и вряд ли можно начать наши рассуждения лучше,
чем процитировать эти положения». Они сводятся к следующе-
му:
«1. Подданные государства должны участвовать в покры-
тии расходов правительства, каждый по возможности, т. е.
соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной прави-
тельства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им
ведет к так называемому равенству или неравенству обложе-
ния.
2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен
быть точно определен, а не произведен. Размер налога, время
и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому
плательщику, так и всякому другому ...
3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким
способом, какие наиболее удобны для плательщика ...
4. Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он изв-
лекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того,
что поступает в кассы государства». (2)
Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности,
не требуют никаких иных разъяснений и иллюстраций, кроме
тех, которые содержатся в них самих, они стали «аксиомами»
налоговой политики.
Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соот-
ветствии с духом нового времени.
Современные принципы налогообложения таковы:
1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с
учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня дохо-
дов. Налог с дохода должен быть прогрессивным. Принцип этот
соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих
странах расчитываются пропорционально.
2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообло-
жение доходов носило однократный характер. Многократное об-
ложение дохода или капитала недопустимо. Примером осущест-
вления этого принципа служит замена в развитых странах на-
лога с оборота, где обложение оборота происходило по на-
растающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый про-
дукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реали-
зации.
3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не
должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбеж-
ности платежа.
4. Система и процедура выплаты налогов должны быть
простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и
экономичными для учреждений, собирающих налоги.
5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адап-
тируемой к меняющимся общественно-политическим потреб-
ностям.
6. Налоговая система должна обеспечивать перераспреде-
ление создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом
государственной экономической политики.
Заключение
Под налогом, пошлиной, сбором понимается обязательный
взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в
порядке, определенном законодательными актами. Налоги быва-
ют прямыми и косвенными они различаются по объекту налого-
обложения и по механизму расчета и взимания, по их роли в
формировании доходной части бюджета.
Одним из главных элементов рыночной экономики является
налоговая система. Она выступает главным инструментом воз-
действия государства на развитие хозяйства, определения
приоритетов экономического и социального развития. В связи
с этим необходимо, чтобы налоговая система Казахстана
была адаптирована к новым общественным отношениям, соотве-
тство вала мировому опыту.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр
ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет
отрицательную роль, особенно в период перехода Казахской
экономикик к рыночным отношениям, а также препятствует ин-
вестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабиль-
ность налоговой системы на сегодняшний день — главная проб-
лема реформы налогообложения.
Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на
чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоп-
лательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблага-
емую базу и уменьшая налоговую массу.
Анализ реформаторских идей в области налогов в основ-
ном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в луч-
шем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде
всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привелегий;
объектов обложения; усиления или замены одних налогов на
другие). Предложений же о принципиально иной налоговой
системе, соответствующей нынешней фазе переходного к рыноч-
ным отношениям периода, практически нет. И это не случайно,
ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только
на серьезной теоретической основе коей у нас в России еще
нет.
На сегодняшний день существует огромный, причем теоре-
тически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использо-
вания налогов в странах Запада. Но ориентация на их практи-
ку весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразум-
но не уделять первостепенное внимание специфике экономи-
ческих, социальных и политических условий сегоднящней
России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного
хозяйства.
На Западе, в большинстве стран с развитым рынком
основным источником формирования бюджета служит налогообло-
жение физических лиц и налоговое бремя в большей степени
лежит на гражданах, тем самым стимулируя производство. Это
положение для нас сегодня предельно актуально.
В ситуации осуществления серьезных и решительных пре-
образований и отсутствия времени на движение «от теории к
практике» построение налоговой системы методом «проб и оши-
бок» оказывается вынужденным. Но необходимо думать и о
завтрашнем дне, когда в стране утвердятся рыночные отноше-
ния. Поэтому представляется весьма важным, чтобы науч-
но-исследовательские и учебные институты, располагающие
кадрами высококвалифицированных специалистов в области фи-
нансов и налогообложения, всерьез занялись разработкой тео-
рии налогообложения, используя опыт стран с развитой рыноч-
ной экономикой и увязывая его с российскими реалиями.
Подчеркнем, что пока не будет выработано авторитетной
целостной концепции реформирования налогообложения и его
правовой формы, результаты любых изысканий в этой сфере
останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов
и специалистов.
Проблем в сфере налогообложения накопилось слишком
много, что бы их можно было изложить в рамках одной курсо-
вой работы. Незначительная их часть будет так или иначе ре-
шена в недалеком будущем. Но большая их часть вновь будет
отложена до лучших времен, по-видимому, до принятия Налого-
вого кодекса.